Для принятия своевременных обоснованных управленческих решений по основному виду деятельности РАМ имени Гнесиных – предоставлению образовательных услуг – в Академии регулярно проводится внутренняя независимая оценка качества (далее – ВНОК). Реализация комплекса мер по всестороннему анализу и объективной оценке содержания, организации, качества и результатов учебного процесса в целом согласуются с миссией, целями и задачами Академии.
ВНОК проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), методическими рекомендациями Минобрнауки России по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования, европейскими стандартами и директивами по внутренней гарантии качества в вузах. Система менеджмента качества (СМК) изложена в «Положении о внутренней системе гарантии качества», принятым решением Ученого совета Академии и регламентирующим цели, задачи, основные показатели, общие требования к планированию, организации и проведению процедуры ВНОК – экспертизы качества образовательных программ, реализуемых РАМ имени Гнесиных.
ВНОК является оценочной процедурой, цель которой – получение и анализ объективной информации о состоянии качества образования в Академии для принятия своевременных управленческих решений, направленных на совершенствование качества подготовки обучающихся, а также информирование участников образовательных отношений (поставщиков и потребителей образовательных услуг) о результатах оценки качества образования.
Задачи ВНОК:
- определение соответствия содержания, условий реализации образовательных программ, а также уровня компетенций профессорско-преподавательского состава ожиданиям обучающихся;
- выявление и изучение факторов, влияющих на уровень качества образования;
- выявление и изучение тенденций изменений требований рынка труда, профессиональных стандартов;
- определение соответствия содержания, достижений и условий реализации образовательных программ Академии ФГОС и локальным нормативным актам;
- разработка рекомендаций по составлению плана мероприятий, направленных на повышение качества осуществления образовательной деятельности в Академии.
Инструменты ВНОК
Главные инструменты проведения ВНОК делятся на внутренние и внешние.К внутренним инструментам относятся:
- Анкетирование обучающихся и членов профессорско-преподавательского состава
- Внутренний аудит
- Ежегодное самообследование Академии и др. (см. подробнее)
К внешним инструментам относятся:
- Профессионально-общественная аккредитация (в т.ч. международная)
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУ)
- Изучение рейтингов, в том числе по итогам заполнения документов федеральной отчетности (например, “1-Мониторинг”)
Методами сбора информации для ВНОК являются:
- Изучение документов кафедр и факультетов, протоколов заседаний кафедры, протоколов заседаний Совета факультета, журналов посещений, индивидуальных планов преподавателей, расчетов учебной нагрузки, ведомостей проведения текущих и промежуточных аттестаций, выпускных квалификационных работ обучающихся на факультете и других документов
- Изучение данных ИС 1С Университет ПРОФ о результатах приема, отчисления и перевода студентов образовательных программ, уровень успеваемости студентов, формирование портфолио достижений студентов
Среди них:В целях обеспечения непрерывного совершенствования качества образования ВНОК проводится ежегодно и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на изучение и анализ целого спектра показателей и индикаторов основной деятельности Академии.
- Анализ эффективности текущей, промежуточной аттестаций и государственной итоговой аттестации, анализ успеваемости обучающихся
- Анализ условий и результатов прохождения практик, в том числе изучение отзывов работодателей по итогам прохождения практик
- Анализ трудоустройства выпускников, а также в целом востребованности выпускников с учетом динамики рынка труда и отзывов работодателей
- Сбор и анализ информации о научно-исследовательской, конкурсной, концертной, общественно-социальной (в том числе международной) деятельности и достижениях обучающихся и профессорско преподавательского состава
- Анализ электронных портфолио достижений обучающихся
- Анализ участия обучающихся и профессорско-преподавательского состава в международных программах мобильности
- Сбор сведений о кадровом обеспечении основной образовательной программы и его соответствия требованиям ФГОС, анализ педагогических методов и практик, применяемых в процессе обучения
- Анализ соответствия материально-технической базы основной образовательной программы требованиям ФГОС
- Изучение результатов анкетирования обучающихся и замечаний профессорско-преподавательского состава по вопросам условий реализации образовательных программ.
Механизмы проведения ВНОК внедрены по всей цепочке создания добавленной ценности, а именно:
- Проводится входной контроль знаний, умений и навыков обучающихся в начале изучения дисциплин
- Проводится контроль наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам
- Организуются студенческие конкурсные мероприятия по отдельным дисциплинам
- Перед процедурой защиты выпускных квалификационных работ и проектов осуществляется их проверка на наличие заимствований (проверка на плагиат)
- Проводится ежегодное самообследование
Оценка образовательных программ проводится управлением контроля качества образования и информационно-методического сопровождения при участии всех заинтересованных сторон, в том числе персонала Академии.
В соответствии с «Положением о внутренней системе гарантии качества» в организации и совершенствовании системы гарантии качества Академии принимают участие ректорат, факультеты, выпускающие кафедры, Студенческий совет, выпускники и работодатели. Во время регулярных заседаний выпускающих кафедр профессорско-преподавательский состав имеет возможность выдвинуть собственные инициативы о повышении качества реализации образовательных программ, что фиксируется в протоколах заседаний.
Взаимодействие с внешними ключевыми партнерами по трудоустройству выпускников проявляется в их привлечении к разработке и внедрению политики гарантии качества посредством участия в знаковых концертных мероприятиях, посвященных юбилеям и знаменательным датам, проведения мастер-классов и консультаций для студентов и преподавателей, работы в научно-практических конференциях, а также в качестве представителей работодателей в процедуре проведения государственной итоговой аттестации.
Результаты проведенного анализа оформляются в виде отчета и представляются на обсуждение во время заседаний Совета факультета и Ученого совета.
Результаты ВНОК представлены в отчете в трех частях:- в части первой приведена общая оценка образовательных услуг Академии – результат анализа вопросов и документов, которые являются общими для всех образовательных программ;
- часть вторая группирует результаты анализа по профилям подготовки и специализациям, при этом объединяя различные уровни образования;
- в третьей части отчета представлены обобщенные выводы и рекомендации по составлению плана мероприятий по улучшению качества предоставляемых Академией услуг на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
По итогам обсуждения выносятся предложения по совершенствованию качества реализации образовательных программ. Все решения оформляются протоколами и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц через системы внутрикорпоративного информационного взаимодействия.